Новости

03 августа 2016

АЗБУКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: СОРТИРУЕМ КАПСУЛЫ ОТ ШОКОЛАДНЫХ ЯИЦ

Продолжая тему развивающих игр с использованием капсул от шоколадных яиц, рассмотрим более сложные задания. Они содержат основы программирования и вызовут интерес у детей 7-13 лет. Решение таких заданий призвано помочь ответить на вопрос: «Что такое компьютерная память и как она работает?». В процессе логического анализа во время экспериментов дети точно не заскучают.

Для проведения занятий понадобятся следующие материалы:

- капсулы от шоколадных яиц;

- лоток от куриных яиц;

- пуговицы.

Информацию, которую хранит компьютер (тексты, картинки, видео и другие данные), будет олицетворять капсула с определенным количеством пуговиц внутри. В компьютере за каждой единицей информации закрепляется конкретное место, так называемая ячейка памяти. У нас наглядным примером такой ячейки будет ячейка лотка от яиц. Набор ячеек, имеющих определенную длину (у нас это весь лоток), называется массивом данных. 

Чтобы воспользоваться нужным элементом, компьютер должен его как-то найти и к нему «обратиться». Для простоты поиска каждому элементу в массиве присваивается номер — индекс, по которому легко найти адрес ячейки и взять из нее нужный элемент. 

Попрактикуйтесь с ребенком в нахождении нужного элемента массива: пусть он достает из лотка капсулу с заданным Вами номером. Это очень простое задание выполняется без труда. Теперь усложните задачу: предложите отсортировать капсулы по возрастанию/убыванию веса. В случае, если ребенку будет трудно найти решение, расскажите ему алгоритм сортировки. 

Алгоритм сортировки

 

1. Возьмите первую капсулу и сравните ее по весу с соседней, взвесив в руках.

2. Капсулу с большим весом поместите в первую ячейку, с меньшим — во вторую.

3. Возьмите капсулу из второй ячейки и сравните ее по весу с капсулой из третьей ячейки.

4. Капсулу с большим весом поместите во вторую ячейку, с меньшим — в третью.

5. Выполняйте дальнейшие шаги по аналогии с предыдущими, пока не дойдете до конца лотка.

В результате такой сортировки самые легкие капсулы окажутся в конце лотка. Компьютерная память работает по такому же принципу. Если же необходимо сохранить и упорядочить информацию более сложной структуры, то усложняется и алгоритм сортировки за счет количества операций, которые надо проделать.

Усложненный вариант алгоритма сортировки

Рассмотрим алгоритм на примере с тем же лотком.

1. Заполните два ряда лотка вместо одного.

2. Добавьте еще один индекс к каждой капсуле. Он будет нам говорить о том, в каком ряду надо искать информацию. Например, капсуле присвоен индекс 1, т. е.  она находится в ячейке №1 в первом ряду. Если капсулу переместить во второй ряд в ту же ячейку - №1,  то ее индекс будет 21. Значит, чтобы найти капсулу с индексом 21, нам надо найти второй ряд и взять из этого ряда первый контейнер.

По желанию вы можете усложнить задание, добавив ряд ячеек и увеличив тем самым количество операций. В качестве примера применения алгоритма в повседневной жизни можно привести поиск места в кинозале: сначала ищем ряд, а потом место в нем.

Азбука программирования развивает у детей логику и внимание, такие важные качества в познании мира. Представленная в занимательной игровой форме, она пробуждает у школьника неподдельный интерес к процессу. Познакомьте ребенка с азами программирования — и убедитесь в этом сами!

Назад к списку новостей